Замок, как повод для гордости

Многим знакома легенда о Гордиевом узле, который был разрублен Александром Македонским одним ударом меча.  Этот пресловутый узел выполнял роль замка на колеснице фригийского царя Гордия. По предсказанию оракулов,  тот, кто сможет развязать узел,  покорит  всю Азию. Великий полководец не справился с хитрым плетением узла и  решил проблему  в свойственной ему манере, не забыв впоследствии покорить и Азию. Так, в 333 году до н.э. появился первый «медвежатник», открывший способ отпирания первых в истории замков. А речь сегодня пойдет о них – о замках.

 

Вообще говоря, замки прежних времен принципиально не отличались от нынешних, конечно, с учетом материалов, имеющихся в наличии у тогдашних мастеров. Древнеегипетские замки изготавливались из твердой древесины и закреплялись на двери с внутренней стороны, блокируя засов. Так запирали гробницы фараонов от посторонних глаз. Интересно, что у египетского замка не было замочной скважины, а открывался он через отверстие в двери. Причем, через него нужно было просунуть руку с деревянным ключом.

 

Вероятно,  деревянные конструкции работали «до первого дождя», спасало только то, что в Египте ливень – нечастный гость.  Узкая замочная скважина была придумана древними греками, которые, кстати говоря, первыми стали применять металл. Хитрости греческих замков были основаны на  веревочных узлах, которыми фиксировались в закрытом положении. Развязать этот узел мог только тот, кто его завязал. Но история показывает, что, имея острый нож, можно было  не мучаться с замками. Ключи от таких замков  доходили до 75 см в длину и имели самую причудливую форму, а удивительный S-образный ключ упоминается  даже в произведениях Гомера.

 

Древние римляне отнеслись к замкам со всей серьезностью – патрициям было что прятать не только от рабов, но и друг от друга.  Они внесли много усовершенствований в конструкцию замка. Но главным образом – в механизм секретности, добавили пружины, удерживающие штифты в гнездах засова. Ключи от замков римляне старались носить с собой, а поскольку их одеяния карманов не предусматривали, ключи закреплялись на  специальном браслете. Наверное, это было эффектное зрелище – гордый собой патриций в белоснежной тунике неторопливо ехал на колеснице на очередное пиршество, позвякивая внушительным набором ключей. А прохожие оглядывались – какой богатый человек, какая у него роскошная одежда и великолепная колесница и как много у него добра, запертого на замки!

 

 

Когда Рим пал, замки в числе других трофеев достались завоевателям. В дальнейшем европейцы старались использовать принцип римских замков, но таких сложных конструкций уже не делали. Развитие замочного дела приостановилось почти на 1000 лет. Внимание будущих французов, а пока подданных династий Меровингов и Каролингов, уделялось, конечно же, эстетике. Изящные железные замки открывались плоскими ажурными бронзовыми ключами, отполированными до блеска, и эта мода просуществовала довольно долго – до конца XIV века.

 

В замках эпохи Возрождения под сложными геральдическими орнаментами и пышными, отвлекающими внимание деталями рисунка скрывались замочная скважина и защелка замка. Примерно тогда же появляются вертикальные замочные скважины. Некоторые замки, изготовленные по особому заказу, открывались сразу тремя или пятью ключами. Чтобы пресечь доступ к замку посторонним,  в замках  часто устанавливались специальные травмирующие устройства, например, стальные дротики, неожиданно впивающиеся в руку незваного гостя, или прижимный механизм, способный изувечить пальцы. Можно себе представить, с каким хитрым лицом средневековый слесарь устанавливал такие «сюрпризы», и с каким злорадным удовольствием хозяин убеждался, что «подарочек» получен. Обеспеченные горожане не скупились на молчаливых железных охранников, и, кстати говоря, роскошно отделанные замки иногда сами по себе являлись ценностью, которую следует охранять.

 

 

Чтобы подтвердить значимость замкового дела, Император Карл IV ввел звание мастера по замкам. Тем самым в средневековой Европе законодательно закреплялись традиции данной профессии, утверждались стандарты мастерства и профессиональной этики. Интересно, что именно в Праге, на родине Императора, сегодня существует один из крупнейших Музей замков. Гильдии мастеров по замкам существовали  в каждом  большом городе. А в 1650 году  в своде законов Людовика XIV замочное дело было названо четвертым искусством.

Профессия слесаря в то время была уважаемой и хорошо оплачиваемой. Чтобы стать мастером по замкам, нужно было поступить в ученики, потом стать подмастерьем,  научиться выполнять  отдельные детали замков и только после продолжительной учебы и практики молодому человеку поручали выполнить  мастерскую работу –  самостоятельно изготовить оригинальный замок и ключ к нему. Произведение выставлялось на всеобщее обозрение таким образом, чтобы были видны его  внутренние детали. И только после общественного признания таланта, подмастерью присваивали звание мастера. В 1627 году вышла первая книга по слесарно-замочному делу. Мастер Жусс, автор книги, подробно и с иллюстрациями изложил все, чему учили подмастерьев, дал описание  всех инструментов и терминов. XVIII-XIX  века открыли новую страницу в истории замков. Растущие города привлекали людей, ищущих лучшей доли, причем, эти поиски не всегда шли  законными путями. Криминал все мощнее противостоял благопристойности, и для охраны имущества честных граждан потребовались более сложные  конструкции замков. Вот тут мастера и вспомнили о старинных римских замках, на основе которых  в XVIII веке французы создали новый, с плоским засовом и пружинным блокирующим устройством. Ключ от такого замка легко вынимался, а замок запирался с двух сторон.

В 1778 году  подданных английской королевы порадовали замком с рычажным перекидным механизмом секретности. В нем было два рычажка, выступы которых входили в гнезда засова. При  правильном повороте ключа оба рычажка приподнимались, открывая засов. Если хоть один из них двигался асинхронно с другим, замок не открывался. Несколько лет спустя появился замок с отодвигающимися перекидными элементами, а в 1818 году родилось знаменитое устройство братьев Чабб  — с перекидным механизмом секретности. В этом замке было шесть основных сувальд (рычажков в виде пластинок, служащих для застопоривания запора замка в определенном положении) и специальная контрольная сувальда. При попытке открыть замок «неродным» ключом, например, отмычкой, любой нестандартно поднятый рычажок блокировал движение остальных.

 

Новый замок славных братьев Чабб «перекрыл кислород» тогдашним ворам-домушникам. Принцип этого замка используется в современных европейских замках. В США такой замок применяется, в основном, в банковских сейфах, сдаваемых в аренду, а обычные   цилиндровые замки, называемые «английскими», хотя были изобретены американцем Лайнусом Йеллом, построены по принципу древнеегипетских с небольшим усовершенствованием.

 

В России традиционно изготавливали только навесные замки. Тяжелые и грубоватые, с простыми механизмами, они были легкой добычей злоумышленников. Исключением из общего правила и одним из лучших образцов замочного ремесла был «Русский висячий замок», выкованный умельцами в конце XIX века и отличающийся  уникальным механизмом секретности. Ключ не вставлялся, а ввинчивался в замок благодаря особой резьбе. В запертый замок вставлялась затычка, прикрывающая замочную скважину, а ключ ввинчивался в специальный футляр. И хотя в России так и не научились делать устойчивых ко вскрытию замков, зато три года назад изготовили самый большой в мире навесной замок. Вес конструкции, собранной в Павловском художественном училище в Нижегородской области, вместе с ключом – почти 415  кг, а высота  равна почти двум метрам. И что совершенно естественно, при повороте ключа  русский замок -покоритель Гиннеса наигрывает мелодию гимна города Павлово: знайте наших!

Со времени изобретения первого замка человечество не ушло далеко. Сегодня используются всего несколько разновидностей замков: с нарезкой, с перекидным механизмом, с цифровым или буквенным кодом, с часовым механизмом. Замок с часовым механизмом был изобретен самим Резерфордом в 1831 году.  Тогда у грабителей поубавилось шансов заставить служащих банка открыть хранилище – оно просто не откроется раньше положенного времени.

Казначейство США применило новый кодовый замок «Эврика», образца 1862 года. Количество комбинаций из букв и цифр замка — ровно 1 073 741 824; чтобы подобрать нужную комбинацию, злоумышленникам потребовалось бы 2 042 года, 324 дня и 1 час.  Российский ГОСТ 5089-97 предусматривает 4 класса замков, причем, только первый класс не сертифицируется. Такие замки установлены в офисных тумбочках и сувенирах. И все-таки современные модели замков все менее имеют  вид, характерный для моделей прежних лет.

Нынешние хитроумные устройства срабатывают на электронный сигнал, а также распознают голос или отпечатки пальцев и входят в  систему контроля доступа. Начало эры электронных замков было положено в середине 70-х, когда  Тор Сорнес, сотрудник фирмы, специализировавшейся на замках, изобрел первый «легко перепрограммируемый замок», названный им — VingCard. Устройство решало проблему контроля ключей в гостиницах. Электронные замки, открываемые  запрограммированной карточкой, отправились в свое триумфальное шествие по миру в 1982 году.  Потрясающе — комбинация кодов такого замка была порядка 4,3 миллиарда!

Открыть все замки и отпустить душу

Церковь не только никогда не возражала против замков, но и активно применяла их  в своем обиходе. Двери монастырей, выступающих порой в качестве крепости,  запирались на мощные запоры. Церковное добро надежно хранилось в сундуках и подполах «за семью замками».

 

В Библии, в Книге пророка Исайи (Ис. 22:22) сказано: «И ключ дома Давидова возложу на рамена [т.е. плечи] его» (8 в. до н.э.). О запирании и отпирании дверей ключом говорится в Книге Судей Израилевых (Суд. 3:23–25), написанной на 600 лет раньше. Ключи и замки, а также их изображения использовались во множестве религиозных обрядов, верований и суеверий по всему миру. Так, например, в некоторых культах считалось, что душа умершего, покидая дом, протаскивается  Владыкой через створки всех закрытых дверей. Чтобы облегчить душе умершего путь в Царствие Небесное, до похорон хозяева старались держать открытыми все двери в доме. В некоторых странах похожее суеверие требовало открывать все замки вплоть до замочков на мебели. А в Китае в день смерти человека родственники, не очень полагаясь на открытые замки, для верности пробивали дыру в кровле дома.

 

 

Стремление иметь собственный замок, и не один,  имеет глубокие корни. Сохранение ценного, припрятывание  интимного,  пресечение  незаконного – именно эти главные функции выполнял замок. Кстати говоря, со времен Александра Македонского криминальная профессия «медвежатника» — специалиста по  вскрытию замков – набрала неплохие обороты. «Медвежатники» вооружены полным набором подручных средств, начиная от простых отмычек и заканчивая компьютерными программами, способными влезть в систему безопасности любой организации.

 

Бывает, что на руку криминалу работает и конкуренция между производителями замков. Такой случай произошел в 1853 году, когда американский слесарь Альфред Хоббс не только отпер знаменитые тогда замки Брама и братьев Чабб, но и похвастался этим, опубликовав свой метод вскрытия. Преступные сообщества были в полном восторге. После колоссального всплеска краж и мощного общественного резонанса Хоббс был вынужден усовершенствовать конструкцию замков и больше не бравировать своими возможностями.

 

Интересно, что в истории были времена, когда гражданам не разрешалось носить ключи от собственных замков. Жители средневековых испанских городов должны были сдавать ключи сторожам,  и  даже проникновение в  свое жилище проходило при свидетелях. Так, незамысловато, посредством ограничения пользования замками и ключами, городские власти контролировали личную жизнь простых граждан. Хотя некоторые были совсем не против проследить за близкими, хотя бы путем навешивания на них  запираемого на замок «пояса верности».

 

Это металлическое устройство, придуманное горячими итальянцами, носило разные названия – «Пояс Добродетели», «Пояс Невинности», «Бергамский Замок» и «Венецианская Решетка». Запирая любимую на замок в прямом смысле, недоверчивые мужья  уходили в походы с более спокойным сердцем.

 

Интересно, что ревнивые итальянцы не успокоились и по сей день. Они же стали  авторами «поясов верности XXI века» — электронных приборов, которые крепятся к нижнему белью и фиксируют время, в течение которого белье отсутствовало на теле человека. Психологический «замок» страха перед скандалом иной раз работает лучше, чем железный, да и  отмычка его не возьмет, если говорить словами  спеца по замкам  из фильма «Берегись автомобиля» Юрия Деточкина. Тем не менее, каких бы замков не навыдумывало человечество, всегда найдутся те, кто с ними совладает и жизнерадостно заявит: «Спрячь за решеткой ты вольную волю – выкраду вместе с решеткой!»


Ирина Баринова

Замок, как повод для гордости23.01.2011, 1672 просмотра.

Наверх
×
Вам перезвонить?
Мы вам перезвоним в ближайшее время!

Показать другое число