КУЗНЕЦЫ ЖЕЛЕЗУ

Проявлявшие «хитрость», «художьство кузньчько» кузнецы- «ковали», хранители тайных познаний, передаваемых только сыновьям, издавна слыли в народе связанными с самим чертом мудрецами и колдунами, обладателями магической власти над вещами и людьми. Все стихии участвовали в их труде: земля, из недр которой добывали руду, огонь, подчинявший воле человека металл, воздух, его охлаждавший, и, наконец, вода для закалки изделия. Суеверное отношение к кузнецам как к кудесникам нашло отражение во множестве обрядов и поверий. 
Эти «рукодельные люди» приобретали металл у плавильщиков железа. Их огнеопасные мастерские обнаружены в самых густонаселенных кварталах Рязани, а не в стороне от них.

Кузниц в Рязани не обнаружено; вероятно, они помещались в сараях или под легкими навесами. Об инструментарии кузнецов можно судить по находкам молота-кувалды для нанесения сильных ударов обеими руками, молотков-ручников для обработки изделия одной рукой, зубил, клещей-кусачек для откусывания мягкого металла.

Ассортимент древнерусских кузнечных изделий превышал 150 наименований. Многочисленны и разнообразны вещи из железа, обнаруженные в Рязани. Как показал их металлографический анализ, кузнецы владели всеми приемами ковки, сварки, термической обработки путем резкой закалки в холодной воде, которая давала высокую прочность стали. Мастера в совершенстве освоили такие операции, как вытяжка металла, рубка и обрезка, пробивка отверстий, изгиб, обжатие, обточка. Металл поковок (и железо, и сталь) отличается мелкозернистостью и равно мерностью строения, минимальными шлаковыми включениями.

Около 140 рязанских предметов из черного металла подвергли микроструктурному анализу. Он заключается в том, что в поперечном сечении рабочей части изделия вырезают образец, называемый шлифом. Шлиф полируют, протравливают особыми реактивами и изучают под микроскопом, что выявляет структуру и рабочие качества орудия. К примеру, семь технологических схем выявлено при исследовании ножей. Самая распространенная группа — универсальные ножи, необходимые как в хозяйстве, так и в быту. Другие употребляли как столовые, а также для работ по дереву или как боевые — засапожники. При наиболее сложной и совершенной технологии в центре изделия помещали стальную пластину, а по краям приваривали железные полосы. В результате сталь всегда выходила на острие ножа: он как бы самозатачивался. Часть ножей цельностальные, на одном стальное лезвие вварено в железный клинок. Меньших затрат времени требовала техника наварки стального лезвия на железную основу.

Кузнечная сварка стального лезвия с железной основой клинка позволяла экономить сталь и выпускать изделия на широкий рынок. В этой технике, самой распространенной в русских городах XII—XIII вв., изготовлены рязанские серпы и косы-горбуши, долота и наконечники дротика. Из обычного кричного железа ковали рыболовные крючки, шилья, наконечники стрел. К цельностальным орудиям относятся двуручная пила, пробойник, ножницы, кресала для высекания огня.

Рязанские кузнечного дела мастера украшали парадное оружие и предметы снаряжения всадника, например шпоры инкрустацией серебряной проволокой.

С необходимостью производства массовых стандартных изделий на продажу, особенно с XII в., связана известная и по письменным источникам специализация ремесленников. В огромном количестве ковали гвозди гвоздочники, не Покладая рук трудилась ножовщики. Из мастерских котельников выходили котлы и сковороды. Высокого искусства требовало изготовление надежных и прочных замков, множество которых найдено в Рязани. При работе только над одним комплектом: замок, его дужка и ключ — с точностью подгоняли и соединяли от 30 до 50 деталей. Некоторые экземпляры покрывали тонким слоем меда. Из рук замочников выходили крупные врезные замки для дверей, маленькие — для сундуков и ларцов, висячие, дверные замки разных размеров и систем. Наибольшее распространение получили цилиндрические пружинные замки. Особым почетом окружали мастеров-оружейников: щитников, бронников, шлемников — вооружение князей, бояр и дружинников ценили очень высоко.

Художественными достоинствами обладали мелкие железные украшения — пряжки, булавки, фигурные накладки от шкатулок.

Пришлому человеку не нужно было спрашивать дорогу к кузнице. Уже издали он слышал тяжелые удары молота, веселый звон ручника о наковальню, непрерывные вздохи кожаных мехов. И, переступив порог, он видел освещенного пламенем горна полуобнаженного человека. Черный от копоти, этот повелитель стихийных сил природы казался суеверному уму неким выходцем из преисподней.

По материалам сайта erzya.ru

Кузнецы железу30.06.2011, 731 просмотр.